НОВИЦКИЙ Орест Маркович

НОВИЦКИЙ Орест Маркович
(25.01 (6.02). 1806, Новгород-Волынский Волынской губ. -4(16).06.1884, Киев)
   философ, психолог, историк философии. Представитель киевской школы философского теизма. Окончил духовное училище (1821), Волынскую семинарию (1827), Киевскую духовную академию (1831), преподавал философию в Полтавской семинарии, затем в Академии, став одновременно первым преподавателем философии в новооткрытом Киевском ун-те (1834–1835), где, будучи ординарным проф. философии, неоднократным деканом кафедры философии (1835–1850), читал логику, опытную психологию, нравственную философию, историю философских систем. После закрытия философских кафедр в ун-тах исполнял должность цензора (в 1863 г. - председатель Киевского цензурного комитета, после его упразднения возглавлял "иностранную цензуру" в Киеве). Учителем Н. был Скворцов. В своих философских курсах (включая логику и психологию) он опирался гл. обр. на систему нем. философа В. Круга, а также швейц. философа и логика Ф. Фишера, в изложении истории философии учитывал опыт В. Кузена, Г. Риттера, К. Виндишмана, Ф. Крейцера. Испытал глубокое влияние нем. классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель) и "философии чувства и веры" Ф. Якоби. Тем не менее философское наследие Н. было бы неправомерно рассматривать как простой эклектизм, ввиду неоспоримого наличия в нем специфических тем и установок. Содержание философии, по Н., дается познающему субъекту непосредственно, поскольку уже в "перворазвивающемся сознании" изначально полагается (точнее, "самополагается") самопознающий дух (я), ограничиваемый внешним миром, к-рый "определяется" тем же духом (не-я), и обращенный к Существу неограниченному (Богу). Потому и философия устремлена к непреходящему, вечному, к-рое постигается не в чувственном познании и не в формально-логической, "разделяющей" деятельности рассудка, но только с помощью разума. Последний есть способность души к созерцанию и уразумению предметов сверхчувственного мира, духовное око, начало особого, духовного опыта. Созерцания разума - идеи, независимые от низших познавательных способностей, но и не "врожденные", но возникающие от соприкосновения духа со сверхъестественным миром. Осн. идеи разума - идеи истинного, благого и прекрасного (соответствуют тому, что в мире духовном есть, что в мире явлений должно быть и что в нем может быть при его "отношении" к высшему порядку вещей). Хотя идеи - достояние всего разума, они раскрываются на различных стадиях - сердца, фантазии, рассудка, затем, "объективируясь" в науку, закон и искусство, реализуются в жизни индивида и в развитии цивилизации. Признавая вслед за Гегелем, что "противоположность и борьба" составляют существо самого сознания и что история философии представляет собой закономерный процесс постепенного осуществления синтеза мировой мысли, Н. трактует, однако, сам этот процесс совсем не по-гегелевски. Задача историка философии - проследить ее развитие "в непрерывной связи с движением понятий религиозных". Обе эти области духа находятся во взаимодействии и взаимовлиянии: религия, переходя от низших стадий к высшим, стимулирует движение философской мысли, к-рое, в свою очередь, ведет к дальнейшему развитию религии (обе сферы рассматриваются в диалектическом единстве "нераздельности и неслиянности"). Историко-философская концепция Н. стала объектом критики материалистов (ст. Чернышевского и Антоновича), с к-рыми он вступил в полемику. Вместе с тем Н. пытался противодействовать и "охранительным" подозрениям против философии с т. зр. ее религиозной и общественной "лояльности".
   С о ч.: Духоборцы, их история и вероучение. Киев, 1832 (2-е изд. 1882); Об упреках, делаемых философии в теоретическом и практическом отношениях, их силе и важности. Киев, 1838; Руководство к опытной психологии. Киев, 1840; Краткое руководство по логике с предварительным очерком психологии. Киев, 1844 (3-е изд. 1848); О разуме как высшей познавательной способности // Журнал Министерства народного просвещения. 1840. Ч. 27; Очерк индийской философии // Там же. 1844. Ч. 41. № 3; Ч. 43. № 8; 1846. Ч. 52. № 10; Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований. Ч. 1–4. Киев, 1860–1861 (2-е изд. 1882).
   Л и т.: Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Соч. М., 1989. С. 204–214; Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947. С. 6S'; Абрамов А. И. Чернышевский в борьбе с религиозно-идеалистической философией П. Д. Юркевича и Ор. Новицкого // Дискуссионные проблемы исследования наследия Н. Г. Чернышевского. М., 1984.
   А. И. Абрамов

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "НОВИЦКИЙ Орест Маркович" в других словарях:

  • НОВИЦКИЙ Орест Маркович — (1806 84) российский философ. Профессор Киевского университета (1834 50). Историко философские работы написаны под влиянием идей Гегеля …   Большой Энциклопедический словарь

  • Новицкий Орест Маркович — писатель (1806 1884), магистр Киевской духовной академии, был профессором философии университета святого Владимира. Труды Новицкого: О духоборцах (Киев, 1832 и 1882), О первоначальном переводе Святого Писания на славянский язык (ib., 1837), Очерк …   Биографический словарь

  • Новицкий Орест Маркович — (1806 1884), философ. Профессор Киевского университета (1834 50). Труды по логике, психологии, истории философии («Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческой религии», 1860 62). * * * НОВИЦКИЙ Орест Маркович… …   Энциклопедический словарь

  • Новицкий, Орест Маркович — (1806 1884) магистр Киевской духовной академии, профессор философии университета св. Владимира. По закрытии в 1850 г. кафедры философии состоял цензором. Труды Н.: "О духоборцах" (Киев, 1832 и 1882, в переработанном виде), "О… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Новицкий Орест Маркович — (1806 84) магистр Киевской духовной акад., профессор философии Унив. св. Владимира. По закрытии в 1850 г. кафедры философии состоял цензором. Труды Н.: О духоборцах (Киев, 1832 и 1882, в переработанном виде), О первоначальном переводе Св. Писания …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • НОВИЦКИЙ Орест Маркович — (25.01 (7.02). 1806, г. Новгород Волынский у. Волынской губ. 4(16).06.1884, Киев) философ, психолог, историк философии. Представитель киевской школы философского теизма. Окончил духовное училище (1821), Волынскую семинарию (1827), Киевскую… …   Русская философия: словарь

  • НОВИЦКИЙ — Орест Маркович (25 янв. 1806 – 4 июня 1884) – рус. философ, представитель философии неортодоксального православия. Окончил Киевскую духовную академию (ок. 1831). В 1834–1850 – проф. философии Киевского ун та. В 50–70 х гг. – царский цензор.… …   Философская энциклопедия

  • Новицкий — Новицкий (польск. Nowicki, белор. Навіцкі, укр. Новицький, нем. Nowitzki/Nowizki)  фамилия; Новицкие  дворянский род. Содержание 1 А …   Википедия

  • Орест (имя) — Орест (др. греч. Ὀρέστης) греческое Род: муж. Этимологическое значение: горец; «тот, кто стоит на горе» Отчество: Орестович Орестовна И …   Википедия

  • НОВИЦКИЙ — Орест Маркович (1806–84), рус. историк философии. Окончил КДА; был проф. философии Киевского ун–та. К библейской тематике относится работа Н. «О первоначальном переводе Свящ. ПИСАНИЯ на славянский язык» (К., 1837).  Ш п е т Г.Г., Очерк развития… …   Библиологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»